Translate

четверг, 16 мая 2013 г.


Театр Но.

Маска театра Но, омотэ («поверхность лица»), очень важный элемент в представлениях театра Но. Покрытие маской лица объединяли с преобразованием человека. Маски вырезаются из дерева, затем покрываются гипсом и разрисовываются. Для японца маска — это не фиксированное раз и навсегда выражение лица, для них маска живет. Зритель замечает в этих масках в зависимости от ситуации или позы актера многие оттенки душевного состояния персонажей.

Основные виды масок театра Но:

Маска тэнгу изображает сказочного героя, обладающего сверхъестественной силой, способного парить в воздухе и прыгать по крутым скалам. Маска тэнгу отрицательных черт характера, в частности излишней самоуверенности, надменности, хвастовства. Для этого маска имеет характерную экспрессию: сведенные брови, внешние концы которых подняты; выпученные глаза; приподнятый подбородок; растянутые сжатые губы; крупный мясистый нос.



Маска отафуку представляет собой полную противоположность тэнгу: цвет бледно-пепельный, выражение умеренно-скрытное. В японской культуре отсутствие ярко выраженных чувств издавна символизирует счастье и удовлетворенность. У японцев эта маска ассоциируется с жизнерадостным характером.


  Маска хання изображает лицо разгневанной женщины. Ханья – ведьма, преследующий людей демон злобы. Рога у маски (от выражения «отрастить рога» — разгневаться) означают, что разгневанная женщина похожа на дьявола. Раскраска лица также означает степень страсти и гнева. Отличительная особенность маски — большой рот, как считают, свидетельствующий о крайней истеричности.



     Маска цура обозначает задумчивость, озабоченность, неуверенность. Внешние концы бровей опущены, уголки губ опущены, все лицо вытянуто. С давних пор в Японии считается, что человек с таким выражением лица является игрушкой в руках судьбы. Такие типы обычно предполагают одиночество, над ними довлеют раздумья, нередко они боятся «как бы чего не вышло».
     

   Маска кобэсими имеет две характерные особенности — преувеличенно большие глаза специфически сомкнутые губы. Издавна в Японии людей, изображенных с помощью этой маски, относили к страстным, темпераментным натурам, нередко прибегающим к резким суждениям. Глаза здесь свидетельствуют о пытливости характера, а сомкнутый рот с опущенными уголками губ указывает на то, что обладатель его постоянно в чем-то сомневается, что-то ищет, исследует.







Маска тярикуби (тяри — интересный, привлекательный) — второстепенный персонаж кукольного театра. У него круглое лицо добряка, широко открытый рот, круглый нос, высокий лоб. Как правило, этот персонаж нравится людям, они питают к нему теплые чувства.


Комментариев нет:

Отправить комментарий