Театр Но.
Маска театра Но, омотэ («поверхность лица»), очень важный элемент в представлениях театра Но.
Покрытие маской лица объединяли с преобразованием человека. Маски вырезаются из
дерева, затем покрываются гипсом и разрисовываются. Для японца маска — это не
фиксированное раз и навсегда выражение лица, для них маска живет. Зритель
замечает в этих масках в зависимости от ситуации или позы актера многие оттенки
душевного состояния персонажей.
Основные виды масок театра Но:
Маска тэнгу изображает сказочного героя, обладающего сверхъестественной
силой, способного парить в воздухе и прыгать по крутым скалам. Маска тэнгу
отрицательных черт характера, в частности излишней самоуверенности,
надменности, хвастовства. Для этого маска имеет характерную экспрессию:
сведенные брови, внешние концы которых подняты; выпученные глаза; приподнятый
подбородок; растянутые сжатые губы; крупный мясистый нос.
Маска отафуку представляет собой полную
противоположность тэнгу: цвет бледно-пепельный, выражение умеренно-скрытное. В
японской культуре отсутствие ярко выраженных чувств издавна символизирует
счастье и удовлетворенность. У японцев эта маска ассоциируется с жизнерадостным
характером.
Маска хання
изображает лицо разгневанной женщины. Ханья –
ведьма, преследующий людей демон злобы. Рога у маски (от выражения «отрастить
рога» — разгневаться) означают, что разгневанная женщина похожа на дьявола.
Раскраска лица также означает степень страсти и гнева. Отличительная
особенность маски — большой рот, как считают, свидетельствующий о крайней
истеричности.
Маска цура
обозначает задумчивость, озабоченность, неуверенность. Внешние концы бровей
опущены, уголки губ опущены, все лицо вытянуто. С давних пор в Японии
считается, что человек с таким выражением лица является игрушкой в руках
судьбы. Такие типы обычно предполагают одиночество, над ними довлеют раздумья,
нередко они боятся «как бы чего не вышло».
Маска кобэсими имеет
две характерные особенности — преувеличенно большие глаза специфически
сомкнутые губы. Издавна в Японии людей, изображенных с помощью этой маски,
относили к страстным, темпераментным натурам, нередко прибегающим к резким
суждениям. Глаза здесь свидетельствуют о пытливости характера, а сомкнутый рот
с опущенными уголками губ указывает на то, что обладатель его постоянно в
чем-то сомневается, что-то ищет, исследует.
Маска тярикуби (тяри —
интересный, привлекательный) — второстепенный персонаж кукольного театра. У
него круглое лицо добряка, широко открытый рот, круглый нос, высокий лоб. Как
правило, этот персонаж нравится людям, они питают к нему теплые чувства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий